Центр визуальной информации:
История в лицах и фактах
ДИРЕКТОРЫ РГБИ / СОТРУДНИКИ РГБИ

Попов Николай Александрович
(31.10 (19.10. ст.ст.) 1871, Москва — 08.01.1949, Москва) — режиссёр, драматург, историк театра, педагог и театральный деятель, заслуженный режиссер республики, сотрудник ГТБ в 1927 — 1933 гг.
Родился в семье текстильного фабриканта А.М. Попова. С детства увлекался театром и литературой. До 3-го класса учился в классической гимназии, с 4-го класса (с 1888 по 1890 гг.) — в Московском реальном училище Мазинга, которое не окончил. Вопреки воле отца, желавшего видеть сына коммерсантом, поступил вольнослушателем на историко-филологический факультет императорского Московского университета, где проучился с перерывами с 1892 по 1894 гг.
В 1891 г. (по другим сведениям, в 1892 г.) впервые выступил режиссером любительских спектаклей с участием рабочих на Ивановской суконной фабрике в Звенигородском уезде Московской губернии (ныне Истринский район Московской области), принадлежавшей его деду М.Е.Попову. С 1893 г. начинает публиковать в московских журналах и газетах статьи по вопросам народного театра. С осени 1894 до лета 1896 гг. работает под руководством К.С.Станиславского как актер и режиссер в Обществе искусства и литературы. С 1895 г. организует спектакли в деревенском театре Лавровых в селе Кривцове Орловской губернии, в которых выступает одновременно как актер, режиссер и драматург. Осенью 1895 г. создает (совместно с драматургом Н.И.Тимковским) первую выставку по народному театру в отделе Комитета грамотности на Сельскохозяйственной выставке в Москве, по итогам которой выпускает сборник «Народный театр» (1896). Побуждаемый бедностью репертуара для народного театра, создает пьесы «Шемякин суд» и «Гость Терентьище» (1896), последняя получила премию им. Вучины. В том же году открывает в Санкт-Петербурге издательство «Е.В.Лаврова и Н.А.Попов» по вопросам народного театра и литературы для школьного чтения.
В 1897-1898 гг. совершает путешествие в Италию и Францию для ознакомления с народными театрами, слушает в Сорбонне лекции по истории средневекового народного театра. Обращается к репертуару детского театра, пишет инсценировку сказки Ш.Перро «Кот в сапогах» (1897), за ней целый ряд переработок знаменитых сказок, былин и романов: «Мальчик с пальчик» (1900), «Принц-свинопас», «Оле-Лукойе» (1910, получила первую премию на конкурсе детских пьес в театре К. Незлобина в Москве) и др. Пишет под псевдонимами Э.Стомар, Н.Новосильцев.
Вернувшись из-за границы, Н.А.Попов обосновывается в Санкт-Петербурге почти на 10 лет. С 1899 по 1902 гг. он редактирует журнал «Детский отдых». С осени 1902 г. до 1907 г. с перерывами руководит народным театром Василеостровского общества народных развлечений. В 1903-1904 гг. состоит членом дирекции театра Л.Б.Яворской. В 1904-1906 гг. он режиссер и член дирекции театра В.Ф.Комиссаржевской, где ставит пьесы: «Эльга» Г. Гауптмана, «Чайка» и «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова. В это же время входит в состав Президиума Русского театрального общества.
В сезоны 1907-1909 гг. ставит спектакли в Малом театре в Москве («Много шума из ничего» У. Шекспира, «Доходное место» А. Н. Островского, «Холопы» П.П.Гнедича и др.). Весной 1909 г. организует театральную выставку на 2-м Всероссийском съезде режиссеров, становится членом Союза драматических и музыкальных писателей. В этом же году выходит его статья «Станиславский и его значение для современного театра. (Опыт характеристики)» (Санкт-Петербург, 1909), в которой он первым пытается оценить и охарактеризовать роль К.С.Станиславского в истории русского театра.
В сезон 1909-1910 гг. Н.А.Попов — директор художественной части киевского театра Н.Н.Соловцова. В эти же годы пробует себя на поприще театрально-педагогической работы: в 1912-1913 гг. организует и управляет театральной школой Киевского общества искусства и литературы, преподает в Высшем педагогическом институте в Краснодаре, составляет «Практическую театральную хрестоматию» (Москва, 1914). Осенью 1915 г. в Киеве впервые ставит оперный спектакль.
В 1918 – 1919 гг. Н.А.Попов работает режиссером в «Московском драматическом театре» Суходольской. С осени 1919 – по 1920 гг. заведует секциями педагогической и театрального образования при Театральном отделе Наркомпроса, председательствует в Месткоме ТЕО. В этом же сезоне ставит оперу «Пиковая дама» П.И.Чайковского в Большом театре. С февраля 1920 г. состоит членом дирекции Театра Московской комической оперы (бывшей оперетты Потопчиной), с лета членом Директории по управлению садами и театрами Художественного подотдела, а с осени 1920 г. заведующим театрального подотдела МОНО. В 1921-1922 гг. заведует художественной частью 2-го театра МОНО (бывший Незлобина).
В первые годы революции руководит технико-постановочным отделением Театральной секции Института театроведения, влившегося позднее в Государственную академию художественных наук (ГАХН). В Академии Н.А.Попов состоит с момента ее основания, с 1921 по 1926 гг. действительным членом и членом редакционно-издательской коллегии, а с 1926 по 1931 гг. членом-корреспондентом.
В 1923 г. Н.А.Попов заведует художественной частью Государственного драматического театра в Туле, затем — театра для детей и юношества в Краснодаре. В сезон 1924 – 1925 гг. организует и руководит обслуживанием районов и рабочих клубов при театрально-художественном бюро МГСПС.
В 1925-1927 гг. в Государственном Белорусском театре в Минске ставит пьесы «Шемякин суд» и «Ноев ковчег» на белорусском языке. В сезон 1926 — 1927 г. возвращается режиссером в Большой театр и его филиал. В 1926 г. как один из старейших деятелей в области детского театра входит в Художественный совет Московского театра для детей.
В 1927 г. в день 25-летнего юбилея театральной деятельности Н.А.Попов получает звание заслуженного режиссера республики. В том же году по приглашению директора А.А.Фомина он поступает в Государственную театральную библиотеку при Академическом Малом театре, где возглавляет Отдел русского театра и драмы. С 1928 г., занимая должность старшего библиотекаря, руководит Отделом теории и практики сценического искусства, в 1929 г. — Отделом русского театра и драмы и сценического искусства, в 1930 г. — Отделом театрального репертуара. В 1928 — 1933 гг. занимает должность заместителя директора библиотеки. Состоит членом Научно-художественного совета библиотеки, комиссий: по новым приобретениям (постоянный член), по распределению книжных собраний (с 1929 г. председатель комиссии), по согласованию картотеки со схемами Г.Т.Б. (постоянный член), по подбору материалов для сценических постановок и научных работ по театроведению (постоянный член), по выписке из-за границы изданий для ГТБ (постоянный член), постоянной производственной научной комиссии.
В 1920-е годы Н.А.Попов ведет активную педагогическую деятельность. В 1920 — 1921 гг. состоит руководителем и преподавателем театрально-музыкальной студии клуба полевого штаба Реввоенсовета. В 1920-е гг. преподает в студии Камерного театра. В 1928 — 1929 гг. читает лекции по истории костюма в Центральном техникуме театрального искусства (ЦЕТЕТИС) и Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), разрабатывает и готовит к печати учебник-справочник по истории костюма (не был издан).
С 1929 г. (по совместительству) до 1934 г. Н.А.Попов – режиссер Малого театра и его филиала (ставит «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б.Мольера, «Ледолом» В.М.Чуркина, «Горячие будни» Ю.В.Болотова и др.). С января 1933 до марта 1936 гг. занимает должность ученого консультанта Государственного театрального музея им.А.А.Бахрушина (по совместительству).
В 1931 г. Н.А.Попову присвоена персональная пенсия республиканского значения.
С 1934 г. он гастролирует как режиссер-постановщик по разным городам, где ставит оперные и драматические спектакли, в том числе на национальных языках народов СССР: в Свердловске оперу «Мазепа» Чайковского (1934), оперетту «Веселая вдова» (1934), оперу «Дубровский» Направника (1936), в Харькове спектакль «Любовь Яровая» Тренева в Государственном украинском драматическом театре на украинском языке (1937), в Энгельсе спектакль «Разбойники» Шиллера в Государственном немецком театре на немецком языке (1938).
В 1940 г. получает поощрительную премию за пьесу «Всем сестрам по серьгам» (переработка ранней пьесы «Гость Терентьище») на конкурсе одноактных пьес (была поставлена в 1939 г. в Саратовском драматическом театре).
С осени 1941 г. до весны 1942 г. занимает должность заместителя председателя Совета Всероссийского театрального общества. С осени 1942 г. председательствует в мемуарной комиссии ВТО, переключается исключительно на литературную и театроведческую работу.
В послереволюционные годы продолжает и драматургическую деятельность, пишет пьесы («Фрол Скобеев», «Всем сестрам по серьгам» и др.) и инсценировки («Зараза», «Дон Кихот Ламанчский» на белорусском языке и др.), книги по вопросам профессионального и народного театра. В 1933 г. для Большой советской энциклопедии им написаны статьи: «Сценические костюмы (в сотрудничестве с Гиляровской)» и «Мизансцена», краткие данные к статьям: «Федотов А.Ф. Актер, режиссер и драматург», «Филиппов В.А.», «Истомина Евдокия Ильинична, балерина», «Ирвинг Генри», «Акимова С.П, актриса», «Шаповаленко Н.Н., драматург», «Шушерин Я.Е., актер».
Библиография:
Попов Н. А. Станиславский и его значение для современного театра (Опыт характеристики) // Ежегодник императорских театров. – Санкт-Петербург, 1909. – Вып. II. – С. 71-85.
Попов Н. А. Маленькое собрание сочинений : [В 3 т.]. — Москва: Утро, 1909.
Попов Н. А. Практическая театральная хрестоматия. Ч. 1: 35 отрывков и сцен. — Москва, 1914.
Попов Н. А. Маленький театр: [Сборник детских пьес]. — [Москва, 1914].
Заскальный С. Д. Николай Попов: театрально-общественный профиль. — Москва: Изд. Юбилейного Комитета, 1927.
С. Г. Попов Николай Александрович // Театральная энциклопедия. Том 4 / Глав. ред. П. А. Марков. — Москва: Советская энциклопедия, 1965. — Стб. 437.
Попов Николай Александрович // Писатели современной эпохи: биобиблиографический словарь. Т.2. – Москва, 1995. – С.155-156.
Суконщики Поповы: «Записки о московской жизни» и не только / [вступ. ст., сост., подгот. текстов, примеч. Н. А. Круглянской]. — Москва : Русский путь, 2010.
